Друзья Пушкина декабристы

Казненные декабристы. Рисунок Пушкина на рукописи

Казненные декабристы. Рисунок Пушкина на рукописи

«Повешенные повешены. Но каторга 120 друзей, братьев, товарищей — ужасна». (Из письма Пушкина П. Вяземскому).

Как бы ни пересматривалась история, как бы ни переставлялись акценты, как бы ни переосмысливались события, но из песни, как говорится, слов не выкинешь. Человек, как известно, в течение своей жизни меняется: мировоззренчески, нравственно, духовно. Многие исследователи утверждают, что Пушкин умер христианином – и с этим вполне можно согласиться. Христианские же воззрения несовместимы с бунтом, восстанием против власти, убийством…

Но есть его слова, в которых он называет декабристов «друзьями, братьями, товарищами», есть неопровержимые факты его дружбы с декабристами, есть его «Послание в Сибирь». Вот с этой позиции факта и рассматривается нами данная тема. Предположения и домыслы таковыми пусть и остаются.

Созвучие

А.С. Пушкин. Автопортрет

А.С. Пушкин. Автопортрет

Первая организация декабристов Союз спасения образовалась в 1817 г. Ее цель – борьба за ограничение самодержавия и борьба с крепостным правом. В эту организацию входит лицейский друг Пушкина Иван Иванович Пущин. В этом же году друзья заканчивают Лицей и Пушкин пишет свою оду «Вольность»:

Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.

Конечно же, в то время направление мыслей поэта и чаяния декабристов вполне совпадали. А вот декабрист  Поджио в своих «Записках» позже скажет, что их путь – путь открытого восстания, а не тайная борьба за власть путем дворцовых заговоров и подлого цареубийства (он говорит здесь об убийстве Павла I): «Пьяная буйная толпа врывается к нему и отвратительно, без малейшей гражданской цели, его таскает, душит, бьет и убивает. Убийцы были награждены. За ними был легкий и жалкий успех. Нет, не они нам пример».

Об отношении к крепостному праву Пушкин говорит в стихотворении «Деревня», написанном им в 1819 г.:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.

Его отношение к крепостному праву, выраженное в стихах, вполне соответствует отношению к этому вопросу декабристов. Необходимость отмены крепостного права как унизительного для человека явления очевидна как для декабристов, так и для Пушкина.

Д. Кардовский "Пушкин среди декабристов в Каменке"

В 1820 г. Пушкин был сослан на юг за свои политические стихи, там он знакомится с членами тайного общества Союза благоденствия М. Орловым, К. Охотниковым,  В. Раевским, И. Якушкиным, часто бывает в Каменке. А Каменка, как мы знаем, была одним из штабов заговорщиков. Князь П. Вяземский писал: «Хоть  Пушкин и не принадлежал к  заговору, который приятели  таили от него, но он жил и  раскалялся в этой  жгучей и вулканической атмосфере».

Еще до своей ссылки на юг Пушкин был участником одного из литературных обществ декабристов «Зеленая лампа» (филиал Союза благоденствия), участники «Зеленой лампы» стояли на позициях ограничения монархии и завоевания этого ограничения революционным путем. В 1821 г. в Кишиневе Пушкин встречался и беседовал с Пестелем, а в 1822 г. он предупреждает В. Раевского, члена Южного тайного общества, о грозящем ему аресте (Пушкин жил в это время на квартире наместника Бессарабии генерала Инзова).

Но постепенно взгляды Пушкина на необходимость революционных преобразований меняются, он все меньше верит в успех политической борьбы и начинает понимать, что народ ее не поддержит, т.к. он пассивен, а группа людей, пусть даже очень честная и целеустремленная, ничего изменить не может. В своей трагедии «Борис Годунов» он пишет:

Но знаешь ли чем сильны мы, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой,

А мнением — да, мнением народным.

1 января 1825 г., когда Пушкин находился в Михайловском, его посетил лицейский друг Иван Пущин. После первых объятий и слез радости, расспросов и рассказов Пущин признался другу, что в России существует тайное общество и что он к нему принадлежит.

А Следственная комиссия по делу декабристов  установила, что вольнолюбивые стихи поэта использовались декабристами в качестве прокламаций, что они читались в армии. Николай I «простил» Пушкина, но стихотворение «Арион» написано в 1827 г., уже после ссылки и казни декабристов, и в нем поэт говорит:

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою.

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

О постоянных внутренних (и творческих) обращениях Пушкина к идее преобразования общества и поисках путей говорят последующие его произведения: «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский». И слова о «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» говорят сами за себя.

«Свободный глас» Пушкина

Н. Ге "Пущин в Михайловском 1 января 1825 г."

Н. Ге "Пущин в Михайловском 1 января 1825 г."

В 1828 г. голос Пушкина дошел в Сибирь. Вот как об этом вспоминает Иван Пущин: «1828 года 5 января привезли меня в Читу. Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день приезда призывает меня к частоколу А.Г.Муравьева и отдает мне листок бумаги, на котором написано было: «Мой первый друг…»

Мой первый друг, мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил;
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Эти стихи Пущин хранил как святыню до конца своих дней.

Вместе с этим стихотворением поэт передал и другое – «Послание в Сибирь»:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

А. Одоевский. Гравюра Г. Грачева

На это стихотворное послание-поддержку ответил поэт-декабрист А. Одоевский, член Северного общества, принимавший участие в восстании и затем заключенный в Петропавловскую крепость. Каторгу и ссылку в Сибири отбывал с 1827 по 1837 год.  Затем отправлен по приказу царя рядовым в действующую армию на Кавказ ( Нижегородский драгунский полк), там он сблизился с М. Ю. Лермонтовым и Н. П. Огаревым. Это был умный, образованный и благородный человек; его называли  даже «христоподобною» личностью. Умер А. Одоевский в 1839 г.в форте Лазоревском (сейчас это микрорайон Лазаревское в городе Сочи) от малярийной лихорадки. Лермонтов посвятил Одоевскому стихотворение «Памяти А. И. О.» («Я знал его: мы странствовали с ним…»).

Ответ А. Одоевского Пушкину известен:

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.
Но будь спокоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И вновь зажжем огонь свободы
И с нею грянем на царей.
И радостно вздохнут народы.

Итак, Пушкин в ранние годы своей жизни всецело разделял мировоззрение декабристов, общался со многими из них. Затем, после их ссылки в Сибирь, печалился об их участи и старался поддержать их нравственно, продолжая считать себя последователем их идей. Но постепенно его жизненная позиция стала изменяться, и это естественно: у каждого человека жизнь составляет определенные этапы, об этом сам поэт хорошо сказал в стихотворении «Телега жизни»:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошел!……

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега -

А время гонит лошадей.

Хотелось бы в дополнение ко всему вспомнить  лицейских  друзей Пушкина-декабристов.

Иван Пущин (1798-1859)

Н. Бестужев "Портрет И. Пущина"

Его отец был сенатором, генерал-интендантом флота.

Учился вместе с Пушкиным  в Царскосельском лицее. Мальчики после первого знакомства сразу же почувствовали симпатию друг к другу и оставались друзьями всю жизнь, хотя жизнь развела их в разные стороны сразу же после окончания Лицея.

Н. Рушева "Пушкин и Пущин"

Н. Рушева "Пушкин и Пущин"

И. Пущин уже в Лицее привлекал других «своей высокой чистотой, честностью и сердечной теплотой», так его характеризовал директор лицея Е.А. Энгельгардт. Почти сразу же после окончания лицея он становится участником тайных обществ – сначала «Священной артели», основанной гвардейскими офицерами в 1814 г., затем Союза спасения, Союза благоденствия, Северного общества.

Служил в лейб-гвардии конной артиллерии, с 1823 г. оставил военную службу и стал служащим Петербургской уголовной палаты. Позже перешел в московский надворный суд, а в тайном обществе возглавил Московскую управу. Накануне восстания переехал в Петербург и принял непосредственное участие в его подготовке с надеждой, чтобы столичные и московские войска выступили совместно.

Он был на Сенатской площади одним из первых.  «Всех бодрее в каре Московского полка стоял И. И. Пущин, хотя он, как отставной, был не в военной одежде; но солдаты охотно слушали его команду, видя его спокойствие и бодрость», – рассказывал декабрист А. Розен. Как одного из главных зачинщиков, Пущина осудили «по первому разряду»:  смертная казнь с отсечением головы. Затем смертный приговор был заменен вечной каторгой.

За 10 месяцев до восстания декабристов Пущин посетил ссыльного друга в Михайловском, и это была их последняя встреча. О ней Пушкин писал:

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил,
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил
И все прошло, – проказы, заблуждения…
Ты, освятив тобой избранный сан,
Ему в очах общественного мненья
Завоевал почтение граждан…

(19 октября 1825 года)

Уже на каторге, в Петровском заводе в Забайкалье, Пущин узнал о смерти Пушкина и написал в одном из писем: «Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история и если б я был на месте К. Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России«.

В 1839 году Пущину разрешено было отправиться на поселение в Тобольскую губернию, где он провел 4 года, жил в Туринске, затем в Ялуторовске. Иван Пущин был необычайно добрым и отзывчивым человеком: кроме своих двоих детей, он взял на воспитание троих детей умершего декабриста Ивашева, а затем приютил жену и детей умершего В. Кюхельбекера, лицейского товарища. Его все любили  и называли «самым сердечным другом» (Волконский), «общим нашим любимцем» (Басаргин). В ссылке он занимался земледелием, педагогикой, наукой (изучал экономику Сибири).

Его ссылка кончилась в 1856 г., но в Москве ему жить было запрещено, он поселился в имении князя Эристави. Здесь же начал писать свои известные «Записки о Пушкине» и другие мемуарные произведения.

Умер он в 1859 г. в Бронницах, родовом поместье Фонвизиных (М.А. Фонвизин – декабрист, после его смерти Пущин женился на его вдове, Н.Д. Фонвизиной). Там же и похоронен рядом с другом-декабристом М. Фонвизиным).

Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля) (1797-1846)

Родился в Петербурге в семье обрусевших немцев-дворян. Его отец был статским советником, агрономом и первым директором Павловска.

Детство провел в Лифляндии. Окончил с серебряной медалью частный пансион в Верро (Эстляндия), а в 1811 году поступил в Царскосельский лицей и учился вместе с Пушкиным. Еще в Лицее начал печатать в журналах свои стихи. В 1817 году окончил Лицей с серебряной медалью.

Его отношения с одноклассниками в Лицее были осложнены неуравновешенностью характера Кюхельбекера, который, как свидетельствует лицеист М. А. Корф, был «предметом постоянных и неотступных насмешек целого Лицея за свои странности, неловкости и часто уморительную оригинальность».

Большая часть лицейских эпиграмм на Кюхельбекера принадлежит Пушкину. Это являлось поводом для многих ссор и обид Кюхельбекера на Пушкина.

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно —
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.

Кюхля. Рисунок Пушкина

Кюхля. Рисунок Пушкина

Но, несмотря на это, они были друзьями. Прощаясь с Лицеем в 1817 г., Пушкин посвятил  другу стихотворение «Разлука»:

Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!

Знание языков позволило Кюхельбекеру  в 1820 году принять должность секретаря при обер-камергере А.Л. Нарышкине. Он писал своей матери, что очень рад предстоящему путешествию  за границу: « Я буду получать ежегодно 3000 рублей на всем готовом. Обязанность моя будет состоять в ведении корреспонденции на трех языках….»

После пребывания в Германии и южной Франции в марте 1821 года Кюхельбекер приехал в Париж, где читал публичные лекции о славянском языке и русской литературе, но содержанием этих лекций было недовольно правительство, и Кюхельбекеру было предложено немедленно возвратиться в Россию.

С апреля 1825 г. Кюхельбекер жил в Петербурге, сначала у брата Михаила, а позже — с декабристом князем А.И. Одоевским, где знакомится с Рылеевым и становится членом тайного общества.

Накануне восстания, 13 декабря, Кюхельбекер пришел на совещание к Рылееву, а утром 14 декабря он с пистолетом отправился на Сенатскую площадь и даже стрелял… Но он был подслеповат, к тому же пистолет дал осечку…После подавления восстания он бежал из Петербурга: скрывался у сестры, затем хотел бежать за границу, добраться до Варшавы, но 19 января 1826 года  был арестован и 25 января доставлен в Петербург. Был приговорен Верховным судом по 1-му разряду к смертной казни, но по высочайшей конфирмации от 10 июля 1826 г. осужден в каторжные работы на 20 лет.

Через две недели после объявления приговора Кюхельбекер был вывезен из Петропавловской крепости и доставлен в Шлиссельбург.

П. Шестопалов "Встреча Пушкина с Кюхельбекером на станции Залазы"

П. Шестопалов "Встреча Пушкина с Кюхельбекером на станции Залазы"

При пересмотре приговоров Николай I срок каторжных работ Кюхельбекеру сократил до 15 лет, но на рудники он отправлен не был. Начались его многолетние скитания по крепостным казематам. По дороге в Динабург (сейчас Даугавпилс) 14 октября 1827 года на почтовой станции Залазы произошла встреча Кюхельбекера и Пушкина, который возвращался из Михайловского в Петербург. О ней поэт записал в своем «Дневнике»: «Увидев меня, он с живостью на меня взглянул. Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрели друг на друга — и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг к другу в объятия. Жандармы нас растащили. Фельдъегерь взял меня за руку с угрозами и ругательством. — Я его не слышал. Кюхельбекеру сделалось дурно. Жандармы дали ему воды, посадили в тележку и ускакали. Я поехал в свою сторону. На следующей станции узнал я, что их везут из Шлиссельбурга, — но куда же?»

Из уготованных ему 15 лет каторги Кюхельбекер 10 лет просидел в крепостях. Он и без того был слаб здоровьем, а после этого почти совсем ослеп. Срок его заключения окончился 12 февраля 1836 года, и Кюхельбекер сразу же сообщил Пушкину эту радостную весть. Он переходит на положение ссыльного, живет в Баргузине Иркутской губернии, где встречается со своим родным братом Михаилом и в этом же году шлет Пушкину стихотворение, посвященное годовщине Лицея:

Чьи резче всех рисуются черты
Под взорами моими? Как перуны
Сибирских гроз, его златые струны
Рокочут… Пушкин! Пушкин! это ты!
Твой образ — свет мне в море темноты…

Здесь, в Баргузине, братья Кюхельбекеры завели большое хозяйство, выращивали новые для Сибири сельскохозяйственные культуры. Михаил Карлович открыл  для местных жителей бесплатную школу в своем доме, а Вильгельм Карлович преподавал в ней.

Не переставал заниматься литературой: писал стихотворения, элегии, поэмы, критические статьи, переводил с европейских и древних языков. Окончил «Дневник», написал этнографический очерк «Жители Забайкалья и Закаменья», поэму «Юрий и Ксения», историческую драму «Падение дома Шуйского» и др. В письме Пушкину сообщил интересные наблюдения о тунгусах.

Здесь он женился на дочери баргузинского почтмейстера Дросиде Ивановне Артеновой. У них было трое детей.

Дом-музей Кюхельбекера в г. Кургане

По собственной просьбе был переведён в Акшинскую крепость, а в 1844 г. получил разрешение на переезд в деревню Смолино Курганского округа. Но фактически жил в г. Кургане, т.к. местные власти не препятствовали ему в этом. До сих пор сохранился дом в Кургане, где жил Кюхельбекер. Сейчас здесь музей. В Кургане он окончательно потерял зрение, в январе 1846 г. ему разрешили выехать в Тобольск на лечение, где он и умер в этом же году от чахотки.

Похоронен на Завальном кладбище в Тобольске.

Александр Бакунин (1797-1862)

Е. Бакунина "Портрет А. Бакунина"

Е. Бакунина "Портрет А. Бакунина"

Еще один товарищ Пушкина по Лицею выпуска 1817 года. Он был членом Общества соединенных славян. Служил в лейб-гвардии Семеновского полка, затем в лейб-гвардии Финляндского полка, с 1823 г. – на гражданской службе. Привлекался к следствию по делу декабристов, но наказан не был. Впоследствии занимал видные административные посты.

Владимир Вольховский (1798-1841)

В. Вольховский. Портрет неизвестного художника

Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас…

Так писал Пушкин в первой редакции  стихотворения «19 октября» (1825). Вольховский был очень способным учеником.

Еще в Лицее Вольховский вместе с И. Пущиным, А. Дельвигом, В. Кюхельбекером, И. Бурцевым и другими «молодыми вольнодумцами» участвовал в «Священной артели». Это была ранняя декабристская организация, в которой, по словам Пущина, велись «беседы о предметах общественных, о зле существующего у нас порядка вещей и о возможности изменения, желаемого многими втайне». Это и привело Вольховского в ряды участников  Союза спасения и Союза благоденствия.

Царскосельский лицей Вольховский окончил с большой золотой медалью. В чине прапорщика служил в Гвардейском генеральном штабе. Участвовал в дипломатической миссии в Бухаре (1820) и в экспедиции в Хиву (1825).

После 14 декабря 1825 г. он был арестован и в результате допросов, как «прикосновенный» к восстанию, переведен на Кавказ, в сентябре 1826 г. назначен состоять при генерал-адъютанте И. Ф. Паскевиче и под его началом находился в персидской и турецкой кампаниях. В сражениях  Вольховский проявил исключительную храбрость. Отличился при осаде крепостей Эривани, Карса и Эрзерума. Заслужил множество орденов, а также был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость».

Занимая высокий пост в армии, Вольховский многое сделал для облегчения участи разжалованных декабристов, принимал деятельное участие в их судьбе. Ему многим обязаны М. И. Пущин, П. П. Коновницын, В. А. Мусин-Пушкин, А. М. Миклашевский, П. М. Леман, А. Е. Розен. По оценке современников, Вольховский «сделался ангелом-хранителем всей довольно многочисленной семьи декабристов, поступивших по высочайшему милосердию на Кавказ рядовыми».

С Пушкиным у Вольховского связь никогда не прерывалась. Он посылает Вольховскому только что вышедшую «Историю Пугачева». «Мнение твое касательно моей книги во всех отношениях было бы мне драгоценно»,— пишет Пушкин.

Последняя их встреча  состоялась в Петербурге весной 1834 года. «Я простился с Вольховским, который на днях едет в Грузию», — записал Пушкин в своем дневнике.

О трагической кончине Пушкина Вольховскому сообщили его лицейские товарищи М. А. Корф и М. Л. Яковлев. Он глубоко переживал эту тяжелую утрату.

Умер В. Вольховский в с. Каменка Изюмского уезда Харьковской губернии, похоронен в с. Стратилатовка в ограде церкви.

Похожие статьи:

  1. Декабристы 14 декабря 1825 года
  2. Декабристы: причины восстания
  3. Казненные декабристы